Инновационная деятельность
УМП «Формирование системы патриотического воспитания в адаптивной школе в условиях внедрения ФГОС»
Учебно-методическое пособие подготовлено в МБОУ «СОШ № 56» научным консультантом МИП Л.Г. Качан, директором Л.Л. Тамбовцевой, заместителем директора по ВР Е.Н. Лункиной, а также коллективом педагогов образовательной организации.
Пособие предназначено для широкого круга педагогической общественности, слушателей курсов повышения квалификации, студентов среднего и высшего профессионального педагогического образования, интересующихся проблемой патриотического воспитания.
Учебно-методическое пособие Л. Г. Качан с соавторами посвящено актуальной проблеме патриотического воспитания в условиях модернизации современной системы образования и реализации основных задач государственного образовательного стандарта. Эту проблему в разные периоды развития государства поднимали ведущие отечественные ученые-педагоги. В современных условиях состояние духовно-нравственного воспитания детей относят к вызовам образования, поскольку от его сформированности зависит в дальнейшем жизненная позиция школьника. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников занимает особое место в реализации требований ФГОС НОО
В первой главе «Теоретические основы патриотического воспитания в современной школе: инновационные подходы» рассмотрены концептуальные подходы и условия поддержки инновационных идей: формирование состояния внутренней готовности к инновационной деятельности, развитие творческого потенциала педагогов в области инновационной деятельности, создание ситуации критической самооценки, активизация педагогической поддержки инновационных процессов, проведение мониторинга. В главе представлена система стимулирования и инициирования инновационной деятельности, командной и индивидуальной ответственности за работу по патриотическому воспитанию классных руководителей и в целом педагогического коллектива.
Во второй главе авторы излагают свой вариант организационно-педагогических основ патриотического воспитания. На основе эмпирических данных представлена система работы классных руководителей по патриотическому воспитанию в адаптивной школе в условиях реализации ФГОС, что потребовало от учителей высокого профессионализма и осознанного желания в изучении и внедрении в деятельность современных педагогических технологий. Последовательно объясняется суть механизма формирования гражданско-патриотических качеств у школьников, а также подробно разобрана и объяснена важность индивидуальной карты сопровождения учащихся «группы риска». Во всех примерах даны содержательные выводы.
В третьей главе представлен материал по исследованию применяемых в патриотическом воспитании методов, методик, технологий и полученных при их реализации инновационных продуктов. Достаточно подробно представлена программа школьного музея памяти воинов-интернационалистов «Верность», с последующим раскрытием на примерах, реализованных в социальном проекте «В списках значатся навечно...», рабочей программе внеурочной деятельности «Горница», социальной акции по безопасному и здоровому образу жизни, выступающими средством формирования духовных ценностей и мультипликационным методом трансляции семейных ценностей и традиций. В главе авторы дают методические рекомендации по применению идей патриотического воспитания в процессе преподавания литературы и изобразительного искусства. Материал главы содержит подробные примеры воспитания школьника-патриота на уроках и внеурочной деятельности.
В четвертой главе рассматривается вопрос об оценке влияния факторов эффективности патриотического воспитания на исследуемый признак – патриотическую воспитанность обучающихся адаптивной школы. В пособии рассматриваются методы анализа полученных данных инновационной деятельности педагогического коллектива. Достаточно подробно изложены основные положения системного анализа патриотического воспитания. Отдельной главой дается описание методики оценки сформированности патриотического отношения подростков на основе аналитико-оценочной шкалы. Это необходимая деталь для начинающих изучение реализации инновационного проекта МИП по созданию системы патриотического воспитания в адаптивной школе в условиях ФГОС. Дается краткое описание реализуемых в адаптивной школе инновационных продуктов, что позволит остановиться читателю на варианте с оптимальными результатами. Несомненным достоинством является то, что в данной главе практические примеры составлены по результатам работ авторов пособия.
В заключении можно сделать вывод о том, что содержание и структура учебно-методического пособия соответствует воспитательным программам патриотического воспитания. Отличием рецензируемой рукописи от действующей литературы считаю форму изложения материала, которая способствует не только теоретическому изучению предмета, но и его практическому использованию. Актуальность и степень освещения практических вопросов достаточна для их содержательного применения не только на уровне муниципальной системы образования, но и в поисковом, научном смысле.
Считаем, что данное учебно-методическое пособие найдет применение в образовательных организациях и применяемых в них современных образовательных технологий в области патриотического воспитания.
Структура учебно-методического пособия соответствует предъявляемым требованиям: представлен теоретический обзор литературных источников, собственная позиция автора (-ов), вопросы для самопроверки и самоанализа, структурные компоненты технологий патриотического воспитания, список использованной литературы.
Учебно-методическое пособие Л. Г. Качан, Л. Л. Тамбовцевой, Е. Н. Лункиной «Формирование системы патриотического воспитания имеет практическую значимость для организации работы по патриотическому воспитанию и основных направлений инновационной деятельности по названному направлению в условиях ФГОС, тем самым представляя интерес для педагогов, слушателей курсов повышения квалификации, студентов.
Учебно-методическое пособие «Формирование системы патриотического воспитания в адаптивной школе в условиях внедрения ФГОС» рекомендовано к публикации.